Киев В XVIII-XIX Веке

0
(0)

Древние Выдубичи… Согласно легенде, напротив этого места всплыл („вздыбал”) из днепровских вод деревянный идол Перун, которого по повелению князя Владимира сбросили туда киевляне после принятия христианства на Руси. С тех пор эта живописная местность и стала именоваться Выдубичами. Сын Ярослава Мудрого Всеволод построил на этом месте укрепленный замок, известный в летописи под названием Всеволодов Красный двор. В 1088 году здесь был возведен Михайловский собор, частично сохранившийся до наших дней. Владимир Мономах основал при соборе библиотеку и пригласил в 1116 году летописца Сильвестра, который редактировал ,,Повесть временных лет”. Центром ансамбля Выдубицкого монастыря, сложившегося в начале XVIII века, стал Георгиевский собор.  

На месте нынешней Бессарабской площади в конце XIX века процветала частная торговля, открывались мелкие лавчонки, пекарни, кузницы. В 1910 году здесь был построен Крытый рынок (архитектор Г. Гай).  

Вид с Крутого спуска на Бибиковский бульвар, который возник в 30-х годах XIX века и назывался сначала Бульварной улицей. Впоследствии бульвар назывался Шоссейным, Университетским, Бибнковским, с 1919 года-бульвар Тараса Шевченко. Вдали – здание университета.  

В начале XIX века на нынешней Европейской площади находился конный торг, площадь называлась Конной. В средине XIX века в центре ее стоял фонтан „Иван”. В мае 1892 года отсюда был пущен первый в России электрический трамвай.  

В здании на бульваре Тараса Шевченко, 14, где сейчас помещается гуманитарный корпус университета, находилась Первая гимназия, которую в свое время окончили А. Луначарский, К. Паустовский, М. Булгаков.  

В 1898 году в Киеве был открыт первый в России политехнический институт (архитекторы И. Китнер, А. Кобелев). Председателем первого выпуска агрономического факультета был Д. Менделеев, с лекциями выступал Н.Жуковский. Широко известны имена выпускников этого института. Это Е. Патон, С. Королев, И. Бардин, А. Винтер, Б. Патон, Л. Писаржевский. Многие выпускники института стали выдающимися учеными, крупными организаторами производства.  

Владимирский собор был воздвигнут в конце XIX века. Первый проект И. Штрома и П.Спарро позже был переделан А. Беретти и Ю. Бернгардтом (1862—1882 гг.). Руководил строительными работами архитектор В. Николаев. В сооружении собора принимали участие архитектор К.Маевский и инженер Д. Биркин. Большую художественную ценность представляют росписи интерьера, выполненные в 1885-1896 гг. под руководством видного искусствоведа профессора А. Прахова известными художниками В. Васнецовым, М. Нестеровым, М. Врубелем, Н. Пимоненко, П. Сведомским, В. Котарбинским.Показана улица Франка.  

Одной из самых больших в городе базарных площадей была Галицкая (ныне – район площади Победы). Эта территория относилась к пригороду Шулявка, самому большому рабочему району Киева. В 1871 году на Галицкой площади была построена церковь Иоанна Златоуста („железная церковь”) из чугуна и железа, напоминающая деревянные русские храмы. Галицкий базар считался своеобразной биржей труда, здесь нанимали прислугу и дворников. В 1905 году на этом месте царские войска жестоко подавили восстание саперов.  

В 1842 году на Бибиковском бульваре впервые были высажены саженцы молодых каштанов, завезенные в Киев с далеких Балкан. Однако после долгой дороги деревца привяли, их выкопали и выбросили на задворки, заменив молодыми тополями. Часть увядших каштанов университетские ученые посадили в Ботаническом саду, часть саженцев разобрали киевляне и развезли их в разные районы города. И диковинное деревце прижилось… Сегодня каштан – своеобразный символ Киева.  

К средине XIX века киевская аристократия, подобно купцам, стремилась поселиться поближе к новому Крещатику, где кипела жизнь… В 40-х годах XIX века оформилась Прорезная улица. Застраивалась она сообразно вкусам и возможностям заказчиков. Например, архитектуре здания на углу Владимирской и Прорезной улиц (архитектор В. Николаев, 1900 г.) присуща подчеркнутая пышность: стены с большим количеством колонн и пилястр перегружены украшениями и декоративной лепкой. Украшение стоило дороже самого дома.  

В августе 1911 года в одном из городских скверов неподалеку от Присутственных мест состоялось открытие памятника Просвещения на Руси. В центре групповой композиции — княгиня Ольга, слева от нее – славянские просветители Кирилл и Мефодий (в руках у него рукопись – азбука), справа – Андрей Первозванный. Автором проекта был совсем молодой в те годы скульптор И. Кавалеридзе.  

Остатки Золотых ворот. XI в. Преданья старины глубокой утверждают, что когда-то они были окованы позолоченными медными пластинами, а надвратная церковь Благовещенья сияла золотым куполом. Сооружение было двухъярусным, высотою 25 метров. Служители открывали Золотые ворота в особо торжественных случаях — для въезда в город или выезда киевских князей, именитых гостей и заморских послов. Отсюда выступали в поход боевые дружины, через Золотые ворота и возвращались они после удачных военных походов. Разрушенные ханом Батыем, ворота пришли в запустение. Засыпанные развалины раскопаны были в 1832 году археологом К. Лохвицким. Неоднократно поднимался вопрос о сохранении для потомков этого ценнейшего памятника истории.  

Так выглядела в начале нынешнего века Большая Владимирская улица. Некоторое время она называлась Университетской. Архитектура университета оказывала влияние на характер застройки этого района Киева. Черты, присущие русскому классицизму, невольно диктовали особые требования всем последующим сооружениям: зданиям частного пансиона Левашовой, Первой гимназии, городского театра, Педагогического музея и Присутственных мест.  

Вход в Купеческий сад (ныне – Европейская площадь). Тысячелетие назад на месте центральной городской магистрали Крещатика находился Крещатыи яр. Лишь в конце XVIII века стали здесь отводить участки под строительство. Киевляне брали эти участки очень неохотно: долина в то время была не упорядочена, сжата обрывами, непригодными для разведения садов. После утверждения в 1837 году нового плана застройки Киева интерес к улице, которая уже именовалась Крещатик и планировалась как центральная, возрос. Теперь сюда устремились купцы, чтобы построить свои магазины. На месте первого городского деревянного театра появилась гостиница „Европейская”‘ (архитектор А. Беретти, 1850-1851 гг.).  

Улицы дореволюционного Киева… Они были полны контрастов — оживленные и пустынные, застроенные доходными домами и одноэтажными строениями. На снимке запечатлена типичная для того времени сценка: сидит на урне босоногая, усталая разносчица молока, а мимо проплывает преисполненная достоинства дама из высшего общества… Невольно вспоминается известный в Киеве циркуляр: „Не принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников; указанных категорий детей не следует выводить из среды, к коей они принадлежат…”  

Улица Трехсвятительская известна с конца XVII века. Названа была в честь находившейся на ней Трехсвятительской церкви.  

Улица Софиевская соединяла площадь Богдана Хмельницкого и Крещатицкую площадь. Вдали, на улице Ивановской (потом называлась Институтской) — Институт благородных девиц — закрытое учебное заведение, диплом которого давал право занимать должность воспитательницы при дворянских и купеческих детях. В институт принимали девушек дворянского происхождения, а с 1852 года также и дочерей почетных граждан и купцов первой гильдии.  

Козье болото, Козинка – бывшее название низменности между склонами Старокиевской горы и Крещатым яром (район нынешнего Майдана Незалежности и близлежащих кварталов). В 40-х годах XIX века с Софийской площади на Козье болото был перенесен рынок, и эта часть города стала называться Торгом, Толкучим или Крещатым базаром. С 60-х годов здесь уже находился общественный центр Киева, и площадь получила название Крещатицкой. После сооружения здесь здания городской думы площадь стали называть Думской.  

В 1900 году на улице Николаевской (теперь -улица Городецкого) на месте нынешнего кинотеатра „Украина” был построен двухэтажный цирк Крутикова на 2000 мест (единственный на то время в Европе). Назывался он „Гиппо-палас” (Конный дворец). Благодаря совершенным акустическим данным цирку отдавали предпочтение отечественные и зарубежные певцы. Здесь с концертами выступали Ф. Шаляпин, Л. Собинов, М. Литвпненко-Вольгемут, Титта Руффо, М. Баттистини. Рядом находилась гостиница „Континен-таль”, в которой останавливались известные деятели литературы и искусства, в том числе В. Маяковский. В 1919 году здесь проживала и выступала перед молодежью А. Коллонтай. Оба здания были разрушены в 1941 году. На месте гостиницы — Киевская государственная консерватория имени П. И. Чайковского.  

В начале XX века Крещатик был в основном двух- и трехэтажным. Размещались по обе стороны улицы богатые магазины и банки, конторы и биржи, почтамт, гостиницы, кинотеатры, рестораны, аптеки. Пронзительно звоня, двигался по Крещатику электрический трамвай и громыхали извозчичьи пролетки, которые еще долгое время оставались самым популярным у киевлян видом транспорта.  

Это необычное здание с украшениями на мифологические и охотничьи сюжеты уже восемьдесят лет окружено легендами. Построил его талантливый киевский архитектор В. Городецкий в 1902-1903 гг. для своей семьи. Место для строительства избрал над крутым обрывом на улице Банковской. „Любимая единственная дочь известного архитектора утонула в море, – рассказывают киевляне гостям, — и в память о ней отцом был построен этот дом…” Но это только красивый вымысел. В истории создания дома, который неофициально называют „Морское дно”, никакой трагедии нет. Владелец одного из первых в Киеве цементных заводов бесплатно поставлял на стройку цемент для рекламы своего предприятия. „Вы должны убедить всех, что цемент гораздо более надежный строительный материал. чем известь”, – говорил он архитектору. Так и вырос этот дом как своеобразная реклама. Скульптурные украшения по эскизам охотника и путешественника В. Городецкого из бетона исполнил скульптор Элио Саля.  

О богатой фантазии киевских архитекторов может свидетельствовать также здание Государственного банка, построенное в 1902— 1905 гг. Этот двухэтажный дом, созданный архитекторами А. Кобелевым и А. Вербицким (внутренняя и наружная отделка Элио Саля), стал украшением Институтской улицы. Спокойная устойчивость, массивность, затейливый, но очень уверенный орнаментальный убор, внутренняя резьба и лепка придавали зданию значительность и солидность, столь необходимые подобным учреждениям, В 1935 году пришлось согласно требованиям времени надстроить еще два этажа. Сделано это было с таким мастерством, что даже знатоки истории Киева по фотографии не сразу улавливают разницу. И сегодня здание Национального банка Украины высится как образец высокохудожествнного произведения архитектуры (архитекторы В. Рыков, А. Кобелев).  

В 1870 году небольшая часть Царского сада отошла к Мариинскому дворцу. Основная же территория долгое время оставалась такой заброшенной, что даже днем мало кто решался зайти сюда – служила она пристанищем бродяг, о которых образно рассказывал М. Берлинский в очерках „ Типы Царского сада”. В 1902-1912 гг. массив парка был разрезан надвое Петровской аллеей, которая открыла выход на днепровские склоны. Над аллеей после был перекинут Парковый мост (проект Е. Патона). Аллея разделила парк на два – Купеческий и Царский.  

Летом киевлянам предлагались развлечения в основном за счет разного рода увеселительных заведений в садах и парках. На Владимирской горке процветал „Биограф-тир”, в „Ша-то-де-Флер” (на месте нынешнего стадиона „Динамо”) было построено кафе с танцевальными залами, галереями, балконом. Гуляния в парке проходили под музыку военного оркестра, щелкали выстрелы в тире, аллеи освещались „потоками электрического света”. В 1879 году при „Шато-де-Флер” было основано Русское драматическое общество. Здесь давали спектакли русские и украинские театральные труппы.  

На набережной, в районе Почтовой площади, в начале нынешнего века находились часовня и пристань Спасания на водах Красного Креста. Еще в 70-х годах XIX века по инициативе кронштадтских моряков в России было создано Общество подаяния помощи при кораблекрушении, переименованное в 1890 году в Общество спасания на водах. В 1891-1917 гг. общество издавало ежемесячный журнал „Спасание на водах”. Часовня была, вероятнее всего, создана на средства от пожертвований тех, кто счастливо избежал несчастного случая или гибели на Днепре.  

Для связи Верхнего и Нижнего города в 1902—1905 гг. по проекту инженеров Н. Пятницкого и Н. Барышникова был построен фуникулер. Он соединял верхнюю террасу Владимирской горки с улицей Боричев ток на Подоле. На железобетонной эстакаде было уложено 200 метров рельсовых путей. В 1928 году фуникулер подвергся реконструкции, в результате чего путь стал длиннее на 38 метров и вышел к улице Александровской (теперь — улица Сагайдачного).  

На месте нынешней Почтовой площади на реке Почайне в седые времена бурлила пристань Притыка. Это была своего рода транзитная остановка купцов по пути следования „из варяг в греки”. Еще при князе Владимире возведена была здесь деревянная церковь Рождества. Рядом с нею высились Печерские боевые ворота Подольской крепости, защищавшие город с юго-востока. Отсюда начиналась летописная Крещатицкая дорога (теперь Владимирский спуск), соединявшая Подол с Печерском, Берестовом и Кловом. Церковь Рождества не раз перестраивалась и изменяла свой облик. Последний вариант церкви, находившейся на углу Александровской улицы и Почтовой площади, был создан в 1810 году архитектором А. Меленским. 7 мая 1861 года в часовне этой церкви был установлен гроб с прахом Т. Шевченко, который перевозили из Петербурга в Канев согласно завещанию поэта. И тысячи киевлян пришли сюда, чтобы проститься с Кобзарем.  

Регулярная почтовая связь на Украине возникла после воссоединения её с Россией. Уже в 1674 году были налажены прием и отправка писем в Киеве, Нежине и Батурине. В 1725 году губернская канцелярия издала указ о строительстве почтового двора на Подоле, считавшемся административным центром города. После пожара 1811 года в 50-х годах XIX века здесь было построено каменное здание почтовой станции. Обслуживали ее конные экипажи. При почтовой станции находилась небольшая гостиница, телеграфный флигель, ямская, каретные ряды и конюшни. За время своего существования почтовая станция несколько раз реконструировалась. Действовала она до 1919 года. До наших дней сохранилось основное здание станции, которое охраняется государством как памятник архитектуры.  

Известный еще со времен Киевской Руси Житний базар находился на Подоле, вблизи ремесленных районов Кожемяк и Гончаров. С XV века он был основным торговым центром Киева. Дважды в году здесь проводились ярмарки. Житний базар и в дальнейшем был одним из главных торжищ из-за близости Днепра и гавани. На фото: Житний базар в начале XX века.  

По проекту архитектора А.Меленского в 1800-1807 гг. на Подоле была построена церковь, при которой находился госпиталь-богадельня, откуда и пошло название ее – Николая Доброго. Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в конце XVI века на средства гетмана войска запорожского Самуила Кишки, воспетого в украинских народных думах. В 1661 году эта церковь погибла во время пожара. До наших дней сохранилась колокольня церкви Николая Доброго. В апреле 1913 года в этой церкви венчался русский писатель М. Булгаков.  

На Подоле в 1749 году по проекту архитектора И, Григоровича-Барского был возведен павильон-фонтан „Фелициал”. В XIX веке в центре его была установлена деревянная скульптурная композиция „Самсон разрывает пасть льву”, и поэтому в народе фонтан назывался „Лев” или „Самсон”. Ротонда, укрывающая фонтан, служила основной частью одного из киевских водогонов. Вода поступала в фонтан по деревянным трубам из источников Старокиевской горы. Сегодня реставрированный фонтан „Самсон” – памятник архитектуры и гидротехнического искусства XVIII века – снова украшает древнюю площадь.  

Неисчислимые беды жителям Подола, Оболони и Плоской слободы приносили весенние паводки. Весною 1808 года на Подоле было затоплено 180 домов. Большие наводнения произошли также в 1825 и 1826 годах. После наводнения 1845 года, когда вода поднялась на 7 метров и было снесено и повреждено несколько сот домов, власти начали переселять жителей в верхнюю часть города, в результате чего оказались заселенными Львовская улица (теперь – улица Артема) и Лукьяновка.  

Улица Фундуклеевская (теперь – улица Богдана Хмельницкого) была застроена преимущественно учреждениями культуры. В 1851 -1853 гг. В. и A. Беретти построили здесь Анатомический театр (теперь – музей истории медицины); на месте нынешнего театра оперы и балета име ни Т. Г. Шевченко в 1856 году было сооруже но двухэтажное здание театра, которое просуществовало сорок лет и было уничтожено пожаром. На углу Новоелизаветинской (теперь — Пушкинской) и Фундуклеевской улиц в 1868 году был построен частный театр Бергонье (архитектор В. Николаев). Сегодня в этом здании, достроенном и реконструированном, размещается русский драматический ‘ театр имени Леси Украинки. В гостинице „Эрми таж” (сегодня – гостиница „Интурист”) оста навливались А. Блок и А. Белый.  

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

As you found this post useful...

Follow us on social media!

We are sorry that this post was not useful for you!

Let us improve this post!

Tell us how we can improve this post?

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как:

Заказать обратный звонок (бесплатно)